Новый ресурс

СТ и ТПП определились с поправками в законопроект о туризме

В четверг, 16 октября, когда закончился срок публичного обсуждения нового законопроекта о туризме, Российский Союз Туриндустрии (РСТ) и Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма определились с теми поправками, которые, по их мнению, смогут стабилизировать туррынок и защитить туристов от краха его участников. Об этом корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» рассказал Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ.
Другие актуальные предложения по России
Т
Напомним, что опубликованный законопроект принадлежит перу Министерства культуры и был представлен на общественное обсуждение в течение месяца с 16 сентября. За это время свои мнения по нему на Едином портале по обсуждению нормативных актов высказали более 200 человек. При этом абсолютное большинство критически отнеслись к проекту Мединского, особенно в части ужесточения норм регулирования рынка и введения фингарантий для турагентов. Многие посчитали, что в предложенном виде закон явно не способно стабилизировать туристический рынок, а также обеспечить защиту туристов.
Более того, в последнее время появились слухи о новых альтернативных версиях законопроекта. Речь идет как минимум о двух документах. Тем не мнее, если вернуться к официальной версии законопректа, размещенного на портале http://regulation.gov.ru, то в РСТ и ТПП нашли поддержку следующие предлагаемые изменения:
Введение специальных требований к субъектам хозяйственной деятельности осуществляющих реализацию туристского продукта по средствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в целях повышения их ответственности за неисполнение взятых на себя обязательств перед потребителем за туристские услуги (ст. 1, п. 3 проекта ФЗ). /в ст. 4.1 Федерального закона №132/.
Введение требований к деловой репутации для замещения должности руководителя туроператора, его заместителя и главного бухгалтера (ст. 1, п. 3 ч. а), е), и); ст. 1, п. 4 проекта ФЗ). /в ст. 4.1 Федерального закона №132/.
Запрет на осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в Едином федеральном реестре туроператоров, предусматривающую уголовную ответственность за нарушение данной нормы в соответствии с законодательством РФ (ст. 1, п. 3, ч. б) проекта ФЗ). /в ст. 4.1 Федерального закона №132/.
Создание единого федерального реестра турагентов (ст. 1, п. 4; ст. 5, п. 2 проекта ФЗ). /в ст. 4 Федерального закона №132/.
Требование выдачи в составе турпакета электронного пассажирского билета, который подтверждает право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно, либо по иному маршруту, согласованному в договоре о реализации туристского продукта (ст. 1, п. 7, ч. б); ст. 1, п. 9 проекта ФЗ). /в ст. 10 Федерального закона №132/.
Введение лимита обязательного возмещения ущерба в случае неоказания услуг по договору о реализации туристского продукта по аналогии с тем, как возмещается ущерб вкладчиков в случае банкротства, финансовой несостоятельности банка.
Введение обязанности туроператора при заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма проинформировать туриста в письменной форме о возможности добровольного страхования своих финансовых рисков, связанных с неисполнением туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта ст. 1, п. 5, ч. а); (ст. 1, п. 7, ч. в) проекта ФЗ). /в ст. 6 и ст. 10 Федерального закона №132/.
Требование к договору фрахтования или иным договорам, заключаемым для целей организацией воздушной перевозке туристов, предусматривающей:
предоставление туроператором фрахтовщику (агенту фрахтовщика) гарантии оплаты по договору в виде банковской гарантии, депозита, договора счет эскроу и т.п. (ст. 1, п. 9 проекта ФЗ); /в ст. 10 Федерального закона №132/.
обязанность туроператора выдавать туристу электронный пассажирский билет, подтверждающий право туриста на перевозку по указанному при заключении договора маршруту (ст. 1, п. 9 проекта ФЗ); /в ст. 10 Федерального закона №132/.
наличие в договоре положения, гарантирующего возвращения туриста из страны временного пребывания не зависимо от финансовых взаимоотношений между участниками договора (ст. 1, п. 9 проекта ФЗ). /в ст. 10 Федерального закона №132/.
Дифференциацию размеров взносов в резервный фонд НП «Турпомощь» в зависимости от численности туристов отправленных за рубеж в течение года (ст. 1, п. 13, ч. а), ст. 1, п. 14 проекта ФЗ). /в ст. 11.2 и ст. 11.3 Федерального закона №132/.
Дифференциацию размеров взносов в резервный фонд НП «Турпомощь» туроператоров являющихся его членами, и вновь вступающими в связи с намерением начать осуществление туроператорской деятельности ст. 1, п. 15, ч. а) и б) проекта ФЗ). /в ст. 11.4 Федерального закона №132/.
Разграничение полномочий между туроператором и турагентом, а также конкретизацию прав и полномочий последнего в рамках договора о реализации туристского продукта (ст. 1 п. 8 проекта ФЗ). /в ст. 10.1 Федерального закона №132/.
Развитие механизмов персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма. Полагаем, что общий объем финансового обеспечения по договорам о реализации туристского продукта должен перераспределяться в пользу механизмов индивидуальной ответственности туроператоров за результат своей финансово-экономической деятельности (ст. 1, п. 16; ст. 1, п. 17; ст. 1, п. 18 проекта ФЗ). /в ст. 11, ст. 17.2, ст. 17.3 Федерального закона №132/.
Вместе с тем, введение фонда персональной ответственности туроператоров (п. 16 ст. 1 законопроекта), на данном этапе представляет целесообразность для туроператоров реализующих чартерные программы с объемом выручки от реализации туристского продукта более 400 млн. рублей в расчете на год.
Наделение федерального органа исполнительной власти в сфере туризма контрольно-надзорными функциями с соответствующим финансовым и кадровым обеспечением (ст. 1, п. 21; ст. 1, п. 22 проекта ФЗ). /в ст. 19.1 и ст. 19.2 Федерального закона №132/.
В целом поддерживая введение понятия «реализация туристского продукта дистанционным способом» (ст. 1, п. 1, ч. в); ст. 1, п. 7, ч. а); ст. 1, п. 12; ст. 1, п. 19, ч. б) проекта ФЗ). /в ст. 1, ст. 10, ст. 17.5 Федерального закона №132/ необходимо обратить внимание на чрезвычайную сложность реализации предлагаемых механизмов связанных с централизацией обработки большого массива информации, для чего необходимо предусмотреть отсрочку принятия данных положений и соответствующего финансирования.
Требует более тщательной проработки, анализа экономических последствий а также возможностей практической реализации введения такого понятия и инструмента государственного регулирования как «электронная путевка» с 2018 года (ст. 1, п. 1, ч. в); ст. 1, п. 10; ст. 5, п. 3 проекта ФЗ). /в ст. 1, ст. 10 Федерального закона №132/.
Сказанное также касается создание реестра договоров о реализации в сфере выездного туризма туристского продукта в целях повышения прозрачности и устойчивости соответствующего сектора туристского рынка с 2018 года (ст. 1, п. 2 ч. а); ст. 1, п. 11; ст. 5, п. 3 проекта ФЗ). /в ст. 4, ст. 10 Федерального закона №132/.
«В большинстве отзывов и заключений предприятий турбизнеса и профильных общественных организаций не поддерживаются предложения, связанные с кардинальным увеличением финансовой нагрузки на турбизнес, тем более без дифференциации ее в зависимости объемов реализации турпродукта и особенностей различных направлений туроператорской деятельности, а также целый ряд других новаций, не имеющих механизмов реализации и носящих явно декларативный характер», - отметил Юрий Барзыкин. К таким изменениям можно отнести:
в пункте 1 статьи 1 законопроекта новая редакция определения «туристский продукт», принятие которой противоречит как действующим правовым нормам, так и другим статьям предлагаемого законопроекта;
предложенный в подпункте а), пункте 15 статьи 1 законопроекта порядок формирования резервного фонда за счет фиксированных взносов в минимальном размере 100 тыс. руб. представляется избыточным для большинства туроператоров относящихся к категории малого бизнеса. Предлагается оставить действующую норму по размеру взноса, дополнив ее предложением по снижению минимального взноса до 60 тыс. руб.;
изменения, предложенные в пункте 17 статьи 1 законопроекта, по увеличению минимального размера финансового обеспечения до 50 млн. руб. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, как явно избыточную и экономически не обоснованную. Фактически исключается возможность туроператорской деятельности для представителей малого и среднего бизнеса, работающих в нишевых, приграничных сегментах туристского рынка в регионах. Кроме того, предлагаемая норма в 3 % от общей годовой цены туристского продукта, по мнению экспертов страхового и туристского рынка, является трудно реализуемой и не должна превышать 1,5-2 %;
изменения в пункте 20 статьи 1 законопроекта по введению обязательного аудита для всех туроператоров в сфере выездного туризма. Следует предусмотреть обязательность аудита только для тех туроператоров, у которых объем выручки от реализации туристского продукта за предшествовавший отчетному году период превышает 400 млн. руб.;
в пункте 4 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в статью 4.2 Федерального закона № 132 по финансовому обеспечению турагентов на сумму не менее 500 тыс. руб. Считаем, данный объем финансового обеспечения избыточным и предлагаем определить его от 50 до 200 тыс. руб.; 
в абзаце 1, в подпункте а) пункта 6 статьи 1 законопроекта предлагается исключить слова «в части оказания услуг, входящих в туристский продукт»;
в статьях 4.1., 9, 11.1, 11.2., 17.1., 17.4., 17.5., 17.6., действующего Федерального закона №132 исключить слова «или ненадлежащее исполнение»;
принципиальное значение имеет то обстоятельство, что все предлагаемые в законопроекте затраты связанные с финансовым обеспечением ответственности по договору о реализации турпродукта и взносами в НП «Турпомощь», у туроператоров, применяющих упрощенную систему налогообложения, не учитываются в составе расходов при расчете налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Осуществление же упомянутых выше расходов из прибыли приведет к неминуемому банкротству большинства туроператоров – «упрощенцев» в сфере выездного туризма. И будет способствовать не выходу выездного туризма из состояния кризиса, а лишь дальнейшему его обострению. В этой связи одновременно с принятием предлагаемого законопроекта в Налоговый кодекс РФ должны быть внесены изменения предусматривающие отнесение затрат туроператора в сфере выездного туризма, определенных Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» на расходы в целях расчета единого налога. Как вариант в этом случае п. 1 ст. 346.16 НК РФ может дополнить подпунктом 32.2 следующего содержания: «32.2) страхование ответственности туроператора, вступительные и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»».